А.С. Пушкин "Евгений Онегин": цитаты автора от лица рассказчика в романе

Иллюстрация к роману А. С. Пушкина "Евгений Онегин", работа Д. Н. Кардовского, 1909
(Иллюстрация к роману А. С. Пушкина "Евгений Онегин", работа Д. Н. Кардовского, 1909)

«Евгений Онегин» относится к наиболее известным крупным произведениям великого русского поэта. Сам Пушкин гордился своим романом в стихах. И написан он был легко. Роман полон парадоксов, занимательных моментов. Роман этот не только о любви рассказывает, хотя и основан на истории любви.

В своих лирических отступлениях автор представляет Онегина с самого начала как человека светского, причем не только по образованию, а и образу жизни, духу: он прекрасно он воспитан этим обществом, впитал в себя ее мораль, лицемерие, фальшь.
Рассказ ведется от лица приятеля главного героя. И именно его высказываний в романе более всего.

Цитаты рассказчика

Онегин характеризуется этаким «героем своего времени», который охарактеризован как «забав и роскоши дитя». Воспитанием его занимались не родители: «сперва Madame за ним ходила, потом Monsieur ее сменил».

И.В. Грызунов в опере "Евгений Онегин". Почтовая открытка до 1917 года
(И.В. Грызунов в опере "Евгений Онегин". Почтовая открытка до 1917 года)

К нему очень лояльно относились представители светского общества. Он ведь соответствовал правилам поведения и представлениям о молодежи:

«Но в чем он истинный был гений, что знал он тверже всех наук, что было для него измлада и труд, и мука, и отрада, что занимало целый день его тоскующую лень, — была наука страсти нежной…»

«Онегин был по мненью многих … ученый малый, но педант…»

«Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил».

«Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет».

Большой театр. Опера Петра Ильича Чайковского "Евгений Онегин". Сцена из третьего акта, СССР 1965
(Большой театр. Опера Петра Ильича Чайковского "Евгений Онегин". Сцена из третьего акта, СССР 1965)

Кроме того, что он избалован семьей, оказался еще и единственным наследником большого наследства. Это его расслабляло.

«Как Child-Harold, угрюмый, томный,
В гостиных появлялся он;
… Ничто не трогало его,
Не замечал он ничего»
.

— Характеризуется Онегин в конце романа. Праздная жизнь наскучила ему, надоели балы и светские рауты. Сродни ему был Лермонтовский Печорин.

Татьяна Ларина, влюбившаяся в Онегина, жившая в «глуши забытого селенья» была воспитана на других моральных «канонах». Для нее Онегин стал окошком к свету. Но увы, избалованный поклонницами, не заметил этой любви.

Маргарита Гукова, одна из лучших исполнительниц партии Татьяны Лариной в опере «Евгений Онегин», создано между 1906 и 1914
(Маргарита Гукова, одна из лучших исполнительниц партии Татьяны Лариной в опере «Евгений Онегин», создано между 1906 и 1914)

«Пришла пора, она влюбилась…
Давно ее воображенье,
Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой;
Давно сердечное томленье
Теснила ей младую грудь:
Душа ждала … кого-нибудь».

так характеризует автор состояние Татьяны накануне встречи ее с Онегиным.

Владимир Ленский, еще один представитель тогдашнего общества, приехавший из Германии в деревню, по своему интересен:

«...и ум, еще в сужденьях зыбкой, и вечно вдохновленный взор».

Он отличался от Онегина

«…вольнолюбивые мечты, дух пылкий и довольно странный, всегда восторженная речь…».

Он был по-настоящему образован, в отличие от Онегина, а влюблен был в сестру Татьяны Ольгу.

Известный советский виолончелист Мстислав Ростропович в окружении артистов после удачного дебюта в качестве дирижера новой постановки оперы П. И. Чайковского "Евгений Онегин" на сцене Большого Театра, СССР. Фото: А. Коньков, 1 января 1968
(Известный советский виолончелист Мстислав Ростропович в окружении артистов после удачного дебюта в качестве дирижера новой постановки оперы П. И. Чайковского "Евгений Онегин" на сцене Большого Театра, СССР. Фото: А. Коньков, 1 января 1968)

Ленский слишком рано появился в данном обществе, еще не мог быть принят им.

«От хладного разврата света
Еще увянуть не успев, …
Цель жизни нашей для него
Была заманчивой загадкой,
На ней он голову ломал
И чудеса подозревал.

Они сошлись. Вода и камень
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой…»

Персонажи романа подчеркивают контраст и противоречия, начинавшиеся среди молодежи.


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.